Программа вступительного испытания
творческой направленности
по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство», вид «Инструменты народного оркестра».
Название вступительного испытания
|
Содержание вступительного испытания творческой направленности (этапы)
|
Формы проведения вступительного испытания творческой направленности |
Музыкальная подготовка
|
1. Исполнение сольной программы |
1. Прослушивание |
2. Сольфеджио |
2.1 письменно
2.2. устно |
Основной задачей вступительного испытания является:
- выявление художественно-исполнительских возможностей поступающего;
- состояние игрового аппарата;
- наличие основных навыков игры на инструменте, необходимых для обучения по определённому виду инструмента.
1. Исполнение сольной программы
- поступающие в класс баяна и аккордеона должны исполнить:
а) одно полифоническое произведение;
б) обработку народной песни;
в) один этюд или одну виртуозную пьесу;
- поступающие в класс домры, балалайки, гитары должны исполнить:
а) один этюд;
б) две разнохарактерные пьесы.
2. Сольфеджио
2.1. Письменно:
написать одноголосный диктант (в течение 30 мин.), 8 тактов.
2.2. Устно:
а) спеть гамму;
б) спеть интервалы и аккорды в тональности;
в) определить на слух интервалы и аккорды;
г) спеть с листа незнакомую мелодию;
Примерный уровень требований вступительного испытания творческой направленности (I этап – исполнение сольной программы):
Баян, аккордеон:
две 3-х – 4-х октавные гаммы и арпеджио (мажор, минор);
полифоническое произведение;
произведение крупной формы (вместо произведения крупной формы можно сыграть две пьесы: одну лирического, другую виртуозного характера. Например: А.Лядов. Прелюдия ре минор; Г.Шендерев. Думка; Г.Шендерев. Русский танец; Л.К.Дакен. «Кукушка»;
обработку народной мелодии.
Список произведений, рекомендуемых к исполнению:
И.С.Бах. Двухголосная инвенция;
И.С.Бах. Хоральная прелюдия;
И.С.Бах. Отдельные части из «Французских сюит»;
Г.Ф.Гендель. Маленькие фуги;
Сонаты М.Клементи, Ф.Кулау, Д.Чимарозы (первые части или вторые-третьи);
И.Яшкевич. Сонатина;
Д.Бортнянский. Соната фа мажор;
В.Золотарев. Детские сюиты (по две-три части);
В.Мотов. Возле речки, возле моста;
В.Мотов. Научить ли тя, Ванюша;
В.Мотов. Сад;
В.Жигалов. Там, за речкой.
Домра, гитара, балалайка, гусли и гармонь
Поступающие должны исполнить программу, состоящую из трех разнохарактерных пьес на различные виды исполнительской техники.
Примерные программы
Домра
Вариант 1:
А.Вивальди. Концерт ля минор, 1 ч.;
И.Хандошкин. Канцона;
А.Цыганов. Скоморошьи песни.
Вариант 2:
Г.Ф.Гендель. Соната для скрипки №6, 1 и 2 ч.;
П.Чекалов. Вокализ;
В.Лаптев-Цыганков. По улице не ходила, не пойду.
Гитара
(Виртуозная пьеса в программе гитаристов может быть заменена этюдом)
Вариант 1:
Ф.Сор. Соната до мажор;
И.С.Бах. Бурре си минор;
А. Иванов-Крамской. Тарантелла.
Вариант 2:
М.Джулиани. Соната до мажор, 1ч.;
М.Высоцкий. Прялка;
Э.Пухоль Вилларуби. Шмель.
Балалайка
Вариант 1:
Б.Трояновский. Заиграй, моя волынка;
Ф.Куперен. Пастораль;
В.Андреев – Н. Василенко. Испанский танец.
Вариант 2:
А.Шалов. Волга-реченька;
Ю.Свенсен. Норвежская мелодия;
Е.Авксентьев. Юмореска.
интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».
Поступающий считается прошедшим вступительное испытание и получает «зачет», если он исполнил произведения программы наизусть, выразительно, интонационно чисто, с разнообразием штрихов и динамических оттенков, с пониманием особенностей стиля; показал знания и навыки по сольфеджио в объёме программы ДМШ.
Поступающий считается не прошедшим вступительные испытания и получает «незачет», если программа была исполнена с очень низким техническим уровнем и большими погрешностями в тексте, без понимания стиля исполняемого произведения, при неправильной постановке исполнительского аппарата; если были показаны недостаточные, неудовлетворительные знания и навыки по сольфеджио в объёме программы ДМШ